08.12.2014
Привыкнуть, что бизнес в определённых условиях становится предметом продажи, не так уж легко. В нас пока ещё жива вполне естественная тяга к стабильности. Хочется думать, что сложившиеся на рынке отношения продлятся ещё какое-то время — компания Х будет по-прежнему специализироваться на IP-камерах, а у компании Y будет целесообразно приобретать микросхемы декодеров. Вести о слияниях, поглощениях и банкротствах могут вызвать вполне понятную тревогу. Но, с другой стороны, рыночные потрясения нередко создают и новые возможности. Надеемся, что из этой подборки новостей наши читатели смогут почерпнуть полезные сведения. Например, чтобы скоординировать свою политику в области импорта оборудования.
Динамика рынка технических средств безопасности говорит о том, что к настоящему моменту количественные изменения перешли наконец в качественные. Среди факторов, деформировавших старые представления об отраслевом раскладе, наиболее заметно глобальное наступление китайских компаний. Именно это аналитики считают главной причиной того, что руководство корпорации Samsung «охладело» к своему оборонному подразделению Samsung Techwin, по результатам прошлого года считающегося пятым в мире производителем «железа» для систем видеонаблюдения. «Оборонщики» проштрафились, не достигнув в прошлом году спущенных сверху показателей темпов роста, а также рыночной доли в глобальном масштабе. Собственно говоря, их вины здесь нет: невыполнение плана стало результатом простого совпадения. Именно в это время целый ряд китайских производителей камер и видеорегистраторов, сконцентрировав ресурсы, двинулся на штурм глобального рынка. В результате контрольный пакет акций Samsung Techwin (чуть менее трети) продан за 1,7 миллиарда долларов южнокорейской группе компаний Hanwha вместе с самсунговским химическим производством. Судя по всему, активы химиков и оборонщиков были признаны непрофильными, и Samsung таким образом высвобождает ресурсы для решительной схватки с Apple на рынке мобильных гаджетов, а также с целым рядом производителей бытовой техники, пока ещё подающих признаки активности.
Примерно теми же причинами — избавлением от непрофильных направлений — можно объяснить недавнюю продажу подразделения продуктов безопасности германской корпорации Siemens. Покупателем выступила американская компания Vanderbilt Industries, занимающаяся СКУД и системами видеонаблюдения корпоративного класса. Новые владельцы сами по себе являются частью корпорации ACRE LLC, перешедшей под её крыло после приобретения бизнеса в 2012 году у концерна Ingersoll Rand. Весь этот «баскетбол» с передачей мячиков из одних рук в другие, очевидно, означает глобальную перегруппировку сил на охранном рынке. Большие корпорации, наконец-то, поверили в то, что на безопасности можно стабильно и относительно легко зарабатывать свои миллиарды. Cделка завершится к концу первого квартала 2015 года, и после этого в руки Vanderbilt перейдёт весь ряд торговых марок, связываемых с бизнесом Siemens, — Bewator, Cotag, Alarmcom, Europlex и другие.

Ещё одна достаточно «громкая» история сотрясает североамериканский рынок безопасности с начала осени 2014-го. Компании ADT и Tyco, между которыми до недавнего времени существовало «джентльменское» соглашение о разделе рынка, перешли к прямой конкуренции. Совершенно очевидно, что альянс развалился ввиду того, что в секторе автоматизации и обеспечения безопасности жилища в последний год открылись весьма заманчивые рыночные перспективы. Вы скажете, победила жадность? Скорее, это несовпадение концепций обогащения.
ADT, будучи гигантом американского рынка охранных услуг, в настоящий момент перенацеливается с предприятий малого бизнеса на средний сектор. Но это лишь начало. Переименовав подразделение под названием «Small Business» в просто «Business», компания двинулась в направлении, которое, по словам руководства, было стратегически выбрано достаточно давно, а в настоящий момент степень готовности к рыночной экспансии дошла до показателей, требуемых для начала активных действий. Соответственно, до недавнего времени принципиально не обслуживавшая малый бизнес компания Tyco запустила в пилотном режиме пакет предложений для малого бизнеса на базе ряда стандартизованных решений. На флаг этой кампании вынесены предостережения от самостоятельной установки дешёвых камер собственными силами. В принципе Tyco правы: китайские вебкамы способны окончательно подорвать отрасль охранных услуг, создав у клиентов иллюзию безопасности за существенно меньшие деньги.
Стремительный взлёт Avigilon заставил многих поверить в возможность рыночного прорыва. Однако в последнее время восторжествовали скептики и те, кто держал кукиш в кармане, следя за успехами канадской компании. Вслед за отставкой финансового директора, должность которого остаётся свободной уже более полугода, вдвое упали темпы роста продаж и выросли операционные затраты — аж на 76%. Более затратными стали и НИОКР, «скушав» в третьем квартале 2014 года 6,5 миллиона долларов, что вдвое превышает показатель предыдущего квартала. Очевидно, что компанию лихорадит, и даже есть предположения, что это как-то связано с китайской инвазией на рынок. Поэтому то, что Avigilon направляет больше средств на исследования и разработку, скорее радует — это означает надежды на появление чего-то нового и прорывного. Причём такого, что азиаты не смогут оперативно «срисовать» и массово забросить на рынок.

Предположение, что затруднения Avigilon как-то связаны с китайским рыночным наступлением, косвенно подтверждается цифрами продаж в макрорегионах. Там, где ценовое давление минимально, продажи оборудования компании максимальны. Сохранив курс на продажи крупных контрактов корпоративным заказчикам, компания скорее всего стабилизируется. Однако должность финдиректора до сих пор свободна — а от этой фигуры во многом зависит и сохранение курса, и мелкие манёвры по огибанию подводных камней.
Помимо крупных игроков, в КНР, судя по всему, оживились и компании, оставшиеся в стороне от делёжки глобального пирога. Компания Infinova, созданная при участии американского капитала и акционированная в Китае 4 года назад, через год после старта прибрала к рукам достаточно именитого канадского поставщика систем видеонаблюдения March Networks. И вот — новая покупка, на этот раз в Австралии. Компания Swann с неплохими показателями роста продавала китайский OEM (в основном Hikvision) в Соединённых Штатах (70%), деля остальные 30% между Европой и Австралией. Отныне Swann принадлежит Infinova, однако новые хозяева не стремятся ничего изменить в операционной стратегии вендора. Видимо, решили подождать. Всё равно на китайский внутренний рынок не пускают «киты», а на глобальной арене пока царит некоторая неразбериха, связанная с уже упомянутыми событиями.
Диаметрально противоположную стратегию в отношении вновь приобретённого бизнеса продемонстрировала «дочка» Google — специализирующаяся на системах автоматизации и безопасности жилого сектора компания NEST. Купив бизнес своих прямых конкурентов — компании Revolv — новые хозяева незамедлительно остановили производство одноимённых хабов, уже завоевавших популярность у клиентов. Руководство NEST не скрывает, что главным в этой покупке является приобретение прав на интеллектуальную собственность, и отдельно отмечает мастерство и креативность команды Revolv, оставшейся в результате сделки у разбитого корыта. Существующим клиентам-пользователям хабов обещана техническая поддержка, однако сколько это продлится, загадывать не будем. Большая битва на рынке автоматизации жилища ещё впереди: собирается с силами Samsung, что-то замышляет Apple, подтягивает дочерние «танки» Google...
Со всеми вышеперечисленными страстями разительно контрастирует недавнее окончательное слияние компаний Vicon и IQinVision, ожидавшееся с весны 2014 года. Несмотря на то, что Vicon будет играть роль «материнской» компании, партнёры решили сохранить паритет в совете директоров — по три человека с каждой стороны. К этому союзу компании пришли, тщательно проанализировав собственные продуктные предложения и поняв, что нуждаются друг в друге. Руководство Vicon стремилось производить стопроцентно контролируемые решения, избавленные от риска работы со сторонними и OEM-производителями, но для этого компании не хватало целого ряда позиций в спектре выпускаемой продукции. А линейка мегапиксельных камер IQinVision, претендуя на новаторство, в отсутствие по-настоящему лояльных поставщиков решений вынуждена была развиваться по законам маркетинга, а не в русле технического прогресса. Каким-то чудом — а может быть, благодаря интеллекту и чутью топ-менеджмента — компании нашли друг друга. Надеемся, что этот «брак» будет долгим и счастливым и принесёт удовлетворённость и выгоду не только самим компаниям, но и их клиентам.