17.11.2014
Рост террористической активности привёл к ужесточению мер безопасности в аэропортах. По отношению к основной массе авиапассажиров эти меры далеко не всегда имеют успокаивающий эффект. К тому же существенно выросли очереди. Удастся ли найти компромисс?
Проход через сканирующее устройство, проверка ручной клади, запрет на острые предметы, жёсткие ограничения по жидкостям — и этот перечень периодически пополняется: к примеру, в июле 2014 года на рейсах, направляющихся в аэропорты США, запретили провозить мобильные телефоны и ноутбуки с разряженными аккумуляторами. Всё это может вылиться в существенные задержки, которые способны свести на нет преимущества авиатранспорта — скорость и удобство в пути.
Единственным выходом эксперты видят сотрудничество производителей технических средств безопасности с авиационными властями и иными инстанциями, устанавливающими правила перевозок. Только таким образом удастся, не плодя новых процедур и процессов, затормозить рост количества «ритуальных плясок» перед рейсом. Немалая роль принадлежит и операторам охранных и досмотровых систем: «человеческий фактор», как известно, является главным тормозом на пути внедрения технологических новшеств.
Однако есть резервы и у уже используемых в аэропортах технологий. Видеоаналитика, определяющая опасное поведение и ведущая подсчёт пассажиров, уже находит своё место в воздушных гаванях. Распознавание лиц, в ряде отраслей пока ещё ставящееся под сомнение, в условиях аэропорта, где возможно добиться равномерного освещения и унифицировать углы съёмки, успело хорошо себя зарекомендовать в целом ряде высоконагруженных аэропортов.
Со структурной точки зрения, совершенствование схем обеспечения безопасности аэропортов должно являться предметом стратегического планирования, а не технического. Иначе цели и задачи внедрения технологий достигнуты не будут. Как только в авиаперевозках привьётся такой подход, технические средства и процедуры обеспечения безопасности станут и более дружественными к пассажирам, и более быстрыми, не потеряв при этом эффективности с точки зрения противодействия угрозам.