03.10.2013
Пол Хайлэнд практически никогда не забывает единожды увиденное человеческое лицо. Он — суперраспознаватель, оказывающий Скотланд-Ярду в рамках своего служебного контракта совершенно уникальные услуги.
К примеру, несколько лет назад столичная полиция разыскивала взломщика-рецидивиста. Хайлэнд всего один раз посмотрел на фотоизображение разыскиваемого, и спустя месяц, застряв с коллегами в автомобильной пробке, обнаружил преступника выходящим из дверей университетского учебного корпуса. Как Полу это удаётся, сам он объяснить не может: он обычно не запоминает и имён разыскиваемых, однако чётко фиксирует обстоятельства, при которых увидел лицо «живьём» либо на фото.
Интересно, что в лондонской полиции он не единственный сотрудник, обладающий таким даром. С 2011 года на работу в Скотланд-Ярд было принято более двух сотен суперраспознавателей. По официальным данным, эффективность опознаний преступников возросла примерно втрое, и это уже успело сказаться на криминальной статистике, в частности, на показателях разбойных нападений, грабежей и фактов торговли наркотиками. Идея создания подразделения появилась после того, как выяснилось, что полиция не имеет чёткой методики опознания преступников по чертам лица — в отличие от технологизированных процедур идентификации по ДНК и отпечаткам пальцев.
Во время расследования летних беспорядков 2011 года суперраспознаватели обеспечили свыше 30% опознаний по видеоматериалам, что позволило арестовать более 5 тысяч лиц, подозреваемых в нарушениях закона. Один из сотрудников подразделения опознал более трёхсот участников беспорядков, в то время как программное обеспечение по распознаванию лиц сумело идентифицировать лишь одного правонарушителя.
Полиция Лондона практикует мониторинг событий суперраспознавателями и в реальном времени. Так, перед проведением крупнейшего в Европе уличного фестиваля — карнавала Ноттинг-Хилл — семнадцати «суперменам» были розданы фото известных преступников и участников банд. Фестиваль прошёл намного спокойнее, чем в предыдущие годы: удалось предотвратить массу попыток воровства и грабежей.
Интересно, что юристы по обе стороны Атлантики выражают определённые сомнения в легитимности процедуры «ручной» идентификации, поскольку «супермены» зачастую пользуются в качестве исходного материала изображениями невысокого технического качества. Некоторые даже сравнивают работу распознавателей с применением собак-ищеек: мол, их способность обнаруживать наркотики и взрывчатку научно не подтверждена. Тем не менее, и собаки, и люди справляются со своими обязанностями, обеспечивают обнаружение, идентификацию и задержания подозреваемых.
Уникальные возможности суперраспознавателей привлекли внимание скептически настроенного британского психолога Джоша Дэвиса (Университет Гринвича). Проверив 18 наиболее результативных специалистов, тот убедился в том, что их способности ощутимо превышают возможности обычных людей «с улицы». В результате психолог увлёкся темой и уже планирует разработать тесты, которые облегчили бы полиции приём на работу «суперменов». Однако механизм распознавания по-прежнему остаётся тайной для учёных: несмотря на то, что способности к распознаванию лиц можно натренировать и у обычного человека, достичь показателей «супермена» при этом никак не удаётся.
Интересно, что 30-летний Хайлэнд сам признаётся в том, что с памятью у него далеко не всё в порядке — забывает обычные бытовые мелочи. Например, вынужден составлять список покупок при походе в магазин.