27.01.2015
Британское Управление комиссара по информации (ICO) недавно выпустило новую редакцию Руководства по видеонаблюдению в свете обеспечения защиты персональных данных при использовании камер наблюдения в общедоступных пространствах. Этот документ явился ценным дополнением к уже действующим в стране мерам регулирования, находящимся под контролем комиссара по камерам видеонаблюдения.
Несмотря на то, что в Великобритании имеется своя специфика криминальной среды, гражданской сферы и практики использования видеонаблюдения в целом, ряд положений этого документа может оказаться весьма полезным для внедрения либо как минимум принятия к сведению. Дело в том, что подобные инициативы чаще всего не являются плодом воображения кабинетных деятелей, а напрямую вытекают из практического опыта. К примеру, в большинстве цивилизованных стран в настоящее время ужесточились нормы законодательства о защите персональных данных, что не могло не сказаться на мерах регулирования и схемах принятия решений в отрасли видеонаблюдения.
Изначально Руководство было сформировано на основе информации, почерпнутой в ходе весьма интенсивных консультаций, а последующие его редакции включили и ряд уточнений и апдейтов, касающихся актуальной в настоящий момент проблематики. Помимо собственно видеонаблюдения, которое в данном контексте рассматривается как процесс обработки персональных данных, в документе рассматривается и практика применения систем распознавания номерных знаков автотранспортных средств, а также носимые камеры наблюдения, камеры на беспилотных летательных аппаратах и иные средства сбора персональных данных.
Интересно, что мобильные системы видеонаблюдения уже не рассматриваются как нечто отличающееся от стационарных — таким образом, правила, касающиеся мобильных комплексов распознавания автомобильных номеров, применимы и к стационарным, и к мобильным системам в равной мере.

Ради безопасности и не только
Видеоаналитические приложения в последнее время перестали рассматриваться как исключительно охранный инструмент. Поэтому использование аналитики в целях маркетинга и рекламы, а также для повышения эффективности управления рабочими процессами подпадает под ту же систему ограничений, что действует и в отношении охранных приложений: использование изображений людей здесь защищено теми же самыми законами.
В Руководстве в частности, значится: «Использование технологий для идентификации человеческих лиц, особенностей походки либо движений глаз, к примеру, когда люди просматривают рекламные объявления, находит всё большее применение в практике различных организаций. Применение такого рода технологий подпадает под те же самые ограничения с точки зрения защиты персональных данных, что и упомянутые ранее охранные приложения. Если вы планируете внедрить какие-либо из упомянутых выше технологий, вашей организации следует обеспечить корректное выполнение процедур обращения с персональными данными граждан. При необходимости сохранения этих данных необходимо также позаботиться об установлении адекватных сроков архивного хранения и своевременного удаления данных, а также меры обеспечения технологической и физической безопасности средств хранения данных.» Документ, кроме этого, напрямую запрещает принятие полностью автоматизированных решений по данным анализа видеоизображений: во всех без исключения процедурах принятия решений следует предусмотреть непосредственное участие людей.
Однако не меньший интерес, чем упомянутые в Руководстве области применения камер, предствляют и те, которые по ряду причин исключены из рассмотрения. Использование камер наблюдения в пределах жилища не подпадает под регулирующее воздействие Закона о защите персональных данных. Однако распространившиеся в последнее время домашние преступления, в частности, насильственного характера, уже привели к пересмотру ряда положений законодательных норм Евросоюза, что, в свою очередь, способно повлиять и на позицию комиссара по информации.
Поскольку законодательство о защите персональных данных не рассматривает использование изображений граждан в журналистике, литературе и искусстве, в Руководстве не фигурируют обычные камеры, применяемые для съёмки новостей либо художественной продукции. Однако документ накладывает ограничения на видеозаписи, произведённые системами телевизионного наблюдения и передаваемые в средства массовой информации с целью опубликования. Учитывая, насколько полезными могут оказаться для выпусков телевизионных новостей материалы, снятые камерами видеонаблюдения, практика передачи видеозаписей в СМИ может вызвать определённый конфликт интересов. Однако это в той же мере касается и материалов, снятых гражданами при помощи смартфонов. К примеру, в Австралии некоторые телеканалы в своих выпусках новостей напрямую призывают зрителей присылать видеозаписи событий, зарегистрированные на встроенные камеры мобильных устройств. Однако никаких внятных регулирующих мер по данным практикам законодательства стран мира пока ещё выработать не успели.
...
Полную версию статьи «Практический смысл британского Руководства по видеонаблюдению», читайте в электронном журнале Security Focus.