11.12.2014
Ухудшение торговой обстановки в развитых странах привело к тому, что большинство клиентов, запланировавших замену систем на более новые, приняли решение придержать средства до появления чего-либо заведомо привлекательного. Как это сказалось на рынке технических средств охраны?

Существует лишь один способ уйти от кризиса — не ослаблять инновационный накал, чтобы предоставить клиентам ещё более эффективные системы по ещё более привлекательным ценам, а параллельно этому максимально вписать охранные системы в рабочие процессы предприятий и организаций. И тогда массовый заказчик оценит эти усилия как перспективу более высокой окупаемости систем. Ключевые игроки рынка, имеющие чётко очерченные зоны специализации, даже в самых жёстких экономических условиях не склонны сдавать позиции. В этом и состоит особая привлекательность отрасли безопасности, позволившая ей одной из первых выйти из кризиса и оздоровить рынок.
Первая половина 2014 года, судя по отчётам компаний, превзошла все ожидания. С момента самого глубокого падения продаж в 2009 году экономические показатели выросли в среднем на 40%. Кризис, как это ни странно, позволил производителям сконцентрироваться на IP-продуктах, а также на ключевых вертикальных рынках (прежде всего это транспорт, розничная торговля, здравоохранение и образование).
СКУД переходит на сетевые инфраструктуры передачи данных
Контроль доступа, некогда бывший «бедным родственником» видеонаблюдения, в этом году окончательно вышел из сумрака и вырвался в лидеры по темпам роста. Прогнозы маркетологов сходятся на том, что в ближайшие пять лет темпы развития этого сектора сохранятся и даже увеличатся. Это произойдёт в основном благодаря переходу на IP и интеграции СКУД с системами управления идентификационной информацией. В последние годы эта интеграция ознаменовалась целым рядом сделок-поглощений — в сентябре 2010 года компания Safran приобрела фирму L-1 Identity Solutions более чем за миллиард долларов, корпорация 3M поглотила Cogent Systems за 430 миллионов, а компании AuthenTec и UPEK слились в единое целое. В 2014 году количество поглощений снизилось, однако на долю данной группы игроков пришлось более 19% общего количества сделок и 5,6% их общей стоимости.
К настоящему моменту использование стандартных считывателей карт в СКУД уже считается слабым местом: промышленный шпионаж, вредительство и терроризм заставляют принимать меры повышения защищённости объектов. Возникает массовая потребность в биометрических решениях, позволяющих идентифицировать пользователей, а на объектах с усиленным режимом охраны биометрия становится стандартным требованием.
Неплохие резервы роста может обеспечить относительно новая категория программного обеспечения, называемая PIAM (Physical Identity and Access Management, системы управления идентификационной информацией и правами доступа). В PIAM-системах обеспечивается единство политики, единый рабочий процесс, автоматизация обеспечения соответствия нормативам и управление жизненным циклом пользовательской записи (в зависимости от роли) во всех имеющих отношение к идентификации системах физической охраны. Внедрение решений PIAM позволяет существенно снизить операционные затраты, поскольку этот софт обеспечивает синхронизацию работы разрозненных систем безопасности без необходимости их существенной переделки. На данный момент такого рода софт нельзя назвать повсеместно распространённым, однако системы разрабатываются и внедряются, и эксплуатация их приносит весьма обнадёживающие результаты. Рынок PIAM на данный момент оценивается примерно в 150 миллионов долларов.
Повышение производительности систем, рост показателей окупаемости и снижение общей стоимости владения
Одним из резервов роста, особо востребованных в последние несколько лет, стала образовательная деятельность — прежде всего нацеленная на клиентов и партнёров по каналам продаж. Основной мотивацией, помимо технической привлекательности продуктов, становятся показатели окупаемости и общей стоимости владения. Это позволяет привить в покупательской среде понимание того, что системы физической безопасности не являются бюджетной прорвой, а могут приносить прямую выгоду.
К сожалению, пока ещё большинство конечников и всех, кто находится на том конце «пищевой цепи» инвестиционных процессов, убеждены в том, что безопасность — дело исключительно затратное. Поэтому при любой угрозе кризиса, глобального или локального, первыми начинают страдать бюджеты на обеспечение безопасности. Отрадно, что на целом ряде вертикальных рынков (прежде всего в розничной торговле) в системах безопасности уже видят инструмент снижения потерь и оптимизации операционных затрат.
Это вселяет надежду на то, что в новых проектах систем безопасности сможет быть повышена доля прибавочной стоимости. Рынок уже убедился в том, что в выигрыше оказываются владельцы тех объектов, кто успел позаботиться об интеграции систем физической безопасности. Требования интеграции приводят к тому, что поставщики решений всерьёз задумываются об альянсах, партнёрствах и, возможно, поглощениях: таким образом можно эффективно объединить и усилия специалистов, и детальное знание определённых вертикальных рынков.