06.03.2014
Встратегии любой организации обязательно должна быть прописана роль видеонаблюдения, из которой, в свою очередь, вытекают требования к профессиональной подготовке операторов мониторинга. Подходить к этой подготовке формально, ставя перед собой задачу вписаться в бюджет и обеспечить людей работой, недопустимо.
Прежде чем прибегнуть к услугам профессиональных тренингов, следует ответить на три основных вопроса. Во-первых, проводятся ли предполагаемые занятия по прямому назначению, соответствующему стратегической роли видеонаблюдения в организации. Во-вторых, соответствует ли содержание и уровень тренингов затратам, и какой непосредственный эффект можно от них ожидать? И, наконец, способны ли эти тренинги эффективно передать знания, непосредственно касающиеся выполнения операторами своих прямых обязанностей?
Если в спектре угроз безопасности организации присутствуют хищения и насилие, следует учесть это при организации обучения операторов. При этом вопрос о том, кто именно должен проводить обучающие мероприятия, нередко остаётся открытым: это могут быть как работники верхнего и среднего звена управления, так и специалисты компаний-провайдеров услуг профессионального видеомониторинга.
В Великобритании использование видеонаблюдения в основном сосредоточено в городских центрах, и городские власти располагают чётко прописанными политиками, где значатся все процедуры, протоколы, отсылки к нормативным актам и правилам предоставления видеодоказательств. Такой подход соответствует политическим нуждам: видеонаблюдение здесь принято расценивать как социально приемлемую и результативную технологию охраны правопорядка.

Главный детектив-инспектор Мик Невиль на одной из прошлогодних конференций выступил с несколько противоречивым заявлением о том, что все образовательные мероприятия, направленные на обучение полицейских нормам законодательства о гражданских правах и неприкосновенности частной жизни не привели к поимке ни одного преступника. Несмотря на прямоту и несколько неожиданный для должностного лица акцент, инспектор, судя по всему, имел в виду следующее: в процессах профессионального образования британские правоохранители не делают акцента на том, чтобы кого-то за что-то арестовать, а сосредотачивают усилия на выполнении своих обязанностей в строгом соответствии с предписанными законом процедурами, сохраняя при этом социально ответственный подход. И проводимые здесь операторские тренинги во многом приводят функциональные обязанности операторов в соответствие с этими стратегическими принципами.
Нелёгкий выбор: политика или безопасность?
В Южной Африке несколько иной характер криминальной среды, поэтому, в отличие от Великобритании, типичная задача видеонаблюдения здесь сводится скорее к «найти и задержать». Это не означает, что ответственность перед обществом и этические соображения принято отодвигать в сторону, однако передача знаний в основном происходит внутри структур — от более опытных сотрудников и супервизоров к рядовым операторам. Конечно же, знание матчасти является важным делом, однако эта информация зачастую является узкоспециальной и касается лишь систем и оборудования определённых марок и поставщиков. Учитывая огромное разнообразие аппаратного и программного обеспечения, политик безопасности и служебных процедур, ни одна организация, осуществляющая услуги профессионального обучения, попросту не взялась бы за данную тематику. И, к сожалению, здесь на национальном рынке наблюдаются существенные пробелы; единственная надежда на приобретение знаний сводится к тренингам, обеспечиваемым поставщиками оборудования и систем. И это, кстати, наблюдается не только в ЮАР — проблема является скорее общемировой, чем специфической.
...
Полную версию статьи «Операторы видеонаблюдения — профессиональная
подготовка и передача знаний», читайте в электронном журнале Security Focus.