13.11.2013
Учебные тренинги операторов систем видеонаблюдения и охранников зачастую проводятся из соображений минимальных затрат, а не максимальной пользы для дела. В результате такого подхода безопасность многих компаний оказывается в руках сотрудников, на профессиональном образовании которых компания немало сэкономила. А те организации, которые не экономят на учебных курсах, скорее всего, успели испытать последствия слабой подготовки сотрудников — пережили серьёзные инциденты, тяжкие преступления, чрезвычайные ситуации и т.п. Предусмотрительность и желание всё сделать по уму — относительно редкое явление в подходе к образованию работников охраны. А зря.
Профессиональное обучение многими охранными компаниями понимается как способ доказать клиенту, что «у нас всё серьёзно». Целью этого является заключение либо продление контракта, а вовсе не желание подтянуть уровень профессиональных знаний персонала и повысить качество сервиса. Однако всё чаще попадаются и те, кто относится к делу реально серьёзно. Их клиентская база, как правило, более лояльна и стабильна, а бизнес, несмотря на «несколько завышенные» затраты на обучение, не только держится на плаву, но и развивается. В основном благодаря тому, что реально серьёзные охранные компании в большей степени готовы идти навстречу потребностям своих клиентов, чем те, кто из соображений экономии плетётся в хвосте техничекого и организационного прогресса.
На одном из проектов, куда меня пригласила охранная фирма, обслуживающая алмазные копи, мне пришлось столкнуться с примером того, как руководство затрачивает усилия на создание у персонала охраны общей системы ценностей. Это практика со всех точек зрения является позитивной — будучи альтернативой традиционному «низкобюджетному» подходу, она направлена на достижение максимальной эффективности работы.

Вместо того, чтобы говорить о «кривой обучения» и практике постепенного освоения специальности принимаемыми на работу сотрудниками, фирма принципиально практикует двухнедельную интенсивную учёбу охранников, прошедших специальный отбор. Кадровый состав этого оператора охранных услуг стабилен, профессиональный уровень сотрудников не вызывает сомнений ни у заказчика, ни у руководства фирмы, ни у самих сотрудников. При этом на тренинги приглашаются и руководители служб безопасности предприятий-клиентов, присутствие которых позволяет конкретизировать особенности объектов, спектры угроз и задачи, решаемые центром управления системой видеонаблюдения.
Для процесса отбора и профессиональных тренингов характерен акцент на ценностную ориентацию — здесь фигурируют главные ценности компании и их усвоение сотрудниками. Весьма существенной частью этого процесса является формирование командного духа и мотивации к работе — в данном случае речь идёт о выявлении и пресечении воровства на объекте заказчика в интересах самого заказчика. Здесь же обязательным пунктом является стремление к поддержанию максимально высокой репутации всей команды и каждого из сослуживцев в отдельности.
Возможно, что столь высокий уровень подхода к службе выработался в охранной фирме благодаря тому, что она имеет дело с высокодоходной отраслью, не жалеющей средств на обеспечение безопасности. В областях бизнеса, где доходы не так велики, намного сложнее требовать от персонала следования ценностям, до которых они не в состоянии дорасти экономически. В охранном бизнесе очень важно обеспечить здоровые отношения внутри команды на основе разделения одних и тех же ценностей. Если этого нет, задача управления коллективом существенно усложняется.
...
Полную версию статьи «Роль корпоративных ценностей в подготовке операторов видеонаблюдения», читайте в электронном журнале Security Focus.