09.04.2013
Граждане старшего возраста занимают всё большую долю в населении планеты, и соответственно этому весьма ощутимо растёт спрос на продукты и услуги, призванные облегчить жизнь пожилым и престарелым. Естественно, речь пока идёт лишь о странах, где и молодым везде дорога, и старикам везде почёт. Впрочем, не будем о грустном. То, как эти вопросы решаются в США, вселяет некоторую надежду, что и нам с вами на старости что-нибудь перепадёт. «Акулы капитализма» во всём видят привлекательные рыночные возможности, а сектор технических средств контроля и ухода за стариками в перспективе может стать далеко не самой бедной частью индустрии безопасности.
Прогнозирование ситуации на рынке никогда не относилось к разряду точных наук, даже если им занимаются эксперты. Однако по ожидаемым демографическим пикам всё же удаётся достаточно правильно рассчитать возможные показатели роста потребности в товарах, рассчитанных на «пиковые» группы населения. «Прогнозы в других отраслях индустрии обычно являются товаром и предоставляются на платной основе. У нас же ситуация такова, что все данные по перспективам роста нашего сегмента находятся в открытом доступе — через Бюро переписи населения США,» — говорит Стэнли Оппенгейм, президент мониторинговой компании Affiliated Monitoring из Юниона, шт.Нью-Джерси.
Предусмотрительные дилеры, привыкшие готовиться к рыночным бумам заранее, получают беспрецедентную возможность заработать на благородном деле повышения качества жизни американских стариков. Всё большее количество семей будут искать решения, способные удовлетворить постоянно меняющиеся нужды граждан старшего возраста — чтобы иметь возможность проживать совместно с ними как можно дольше. Это «седое цунами» ударит прежде всего по весьма ограниченным ресурсам здравоохранения — поэтому медицинские учреждения и их сети, страховые компании и государственные структуры будут искать способы достойного выхода из ситуации. Оппенгейм считает, что «содержать престарелых граждан в домашних условиях как можно дольше — это в интересах и их самих, и всей национальной экономики в целом.»

Старение населения и стремительный рост цен на услуги здравоохранения способны сделать цифровые решения ухода за пациентами весьма востребованным инструментом решения проблем граждан престарелого возраста, проживающих в домашних условиях, а также пациентов, страдающих хроническими заболеваниями. |
Персональные системы тревожного вызова (Personal Emergency Response Systems, PERS), простейшие тревожные панели и брелоки уже несколько десятилетий применяются в практике ухода за гражданами старшего возраста. Сегодня технологии PERS становятся более сложными и «навороченными» — в часы и брелоки встраивают двустороннюю голосовую связь, датчики падений и даже системы определения координат GPS. Есть устройства, снабжённые двумя кнопками — одной для тревожного вызова, а другой для связи с удалённой сиделкой-консультантом, способной ответить на все вопросы и определить, нуждается ли пациент в оказании физической помощи. Когда дело доходит до продуктов и сервисов, ориентированных на престарелых граждан, системы тревожного вызова — это всего лишь первый шаг, самое необходимое.
Чтобы гражданин в преклонном возрасте мог оставаться активным и независимым, может потребоваться нечто большее, чем контактный телефон «скорой». Старея и обзаводясь хроническими заболеваниями, старики испытывают больше трудностей с выполнением обычных процедур повседневной жизни — им труднее встать с постели, принять ванну, поесть. Для мониторинга активности пациентов могут использоваться различные виды датчиков. Датчик давления, установленный на кровати, способен определить, встаёт ли человек с постели, и насколько часто это происходит. Сенсоры, встроенный в коврик у кровати, может не только установить, встал ли пациент с постели, но и дать команду на включение освещения по пути в уборную. Оборудовав дверными датчиками холодильник, можно определить, принимает ли пациент пищу. Правильно размещённые в жилом помещении датчики движения могут быть запрограммированы таким образом, чтобы при отсутствии активности в течение определённого времени генерировался сигнал тревоги. Ценным источником данных о состоянии и поведении престарелых могут стать видеокамеры, установленные в жилых помещениях — к их изображениям могут иметь доступ родственники. «Поскольку население всё в большей степени привыкает к использованию домашних камер, в этом секторе рынка также может наблюдаться рост,» — считает Винс Рэйа, президент компании EMC Security из Суони, шт.Джорджия.
Роль компании-оператора централизованного мониторинга
Многие из технологий ухода за стариками в домашних условиях, в особенности мониторинг процедур повседневной жизни, не требуют участия операторов централизованного мониторинга в принятии решений. При активации системы может отправляться извещение по электронной почте, СМС либо в Twitter — эти сообщения могут быть адресованы родственникам либо соседям. В то же время, в зависимости от используемого оборудования и сервисов, извещения могут поступать и в профессиональные мониторинговые центры, где в зависимости от конкретной ситуации оператор переадресует извещение заранее предусмотренному списку граждан либо службам экстренной помощи.
Для многих престарелых граждан составляет проблему запомнить, в какое время и какой дозировке необходимо принимать лекарственные препараты. «Самая распространённая причина, по которой старики попадают в палаты реанимационных отделений — ошибочный приём медикаментов. Для многих престарелых вопрос недо- или передозировки превращается в вопрос жизни и смерти,» — предупреждает Том Эрдолф, президент компании Cybermation из Уэйте-Парка, шт.Миннесота. Ряд производителей поставляет на рынок специальные контейнеры для лекарств, заполняемые в соответствии с недельным либо месячным графиком приёма. В момент, когда следует принять препарат, производится звуковое оповещение. Пациент должен изъять требуемую дозу из соответствующего отделения контейнера и отключить сигнал оповешения. Если по прошествии определённого времени лекарство не было принято, электроника контейнера передаёт соответствующее оповещение в центр мониторинга, и оператор немедленно связывается с самим пациентом либо лицом, осуществляющим уход.
Серьёзными проблемами для граждан старшего возраста могут стать изоляция и чувство одиночества. Некоторые компании предлагают своим клиентам дополнительный сервис — ежедневный либо еженедельный телефонный обзвон пациентов операторами центра в профилактических целях. «Это является очень действенным инструментом избавления стариков от чувства одиночества. Иногда, кроме звонка из центра мониторинга, пациент за всю неделю может ни с кем не вступить в контакт вообще,» — говорит Кристофер Баскин, генеральный директор компании American Two-Way, расположенной в Северном Голливуде, шт.Калифорния. В решении этих вопросов могут использоваться и технологические способы. Например, компания GrandCare Systems предлагает престарелым пользователям возможности играть в компьютерные игры, просматривать фотографии, общаться с друзьями и родными по электронной почте и аудиовизуальной связи Skype.
...
Полную версию статьи «Живите с нами, старики! Рынок технических средств наблюдения и ухода за престарелыми», читайте в электронном журнале Security Focus.