26.12.2007
Три человека, сидящих у костра, -- это первое, что видит читатель, взявший в руки книгу Юрия Гедзберга "Смех сквозь безопасность. И не только...". Выпустив книгу, издательство "Медиа Фокус" дало всем возможность поугадывать, кто они такие. На поощрение дающих правильный ответ выделялось 33 книги. Но понадобилась лишь одна из них.
Победитель -- вдумчивый человек на модной должности
Александр Калугин, человек с модным названием должности -- менеджер IP-проектов компании "Навиком" -- внимательно следил за активными участниками форумов по безопасности и ключевыми авторами книги. Сопоставив полученные таким образом знания с тем, что он увидел на обложке книги, а также почувствовав интонацию, с которой поданы герои обложки, он догадался, кто это.
Коллеги А. Калугина рассказывают, что с идентификацией одного из персонажей, Александра Попова, у него возникли проблемы. Тогда он, как настоящий IP-менеджер, пошел сетевым путем: стал брать имена авторов (начав с нормальных имен, а не ников) и через поисковую систему Google искать упоминания о них на сайте "Моста Безопасности" и их фотографии. И ведь нашел. Вот что значит IP-менеджер!
"Фотку свою не пришлю"
На конкурс "3 кита и 33 счастливца" пришло еще много вариантов ответов -- по SMS и по электронной почте. Но полностью правильных больше не было. Все угадывали лишь одного или двух персонажей. Были "мимо цели" -- называли Юрия Гедзберга, называли издателя и редактора книги, соиздателей. Сильно "подвергся ошибочным угадываниям" человек, который сидит справа и держит три коптящиеся в пламени сосиски на палочке. Оказалось, что он похож не только на себя самого, но и на Сергея Репина (тоже автора книги), и на Владимира Вараксина (не автора книги).
Больше всего удивил издателей ответ, который получил в итоге внеконкурсную книгу за оригинальность: "Юрий Гедзберг, его родственник, друг семьи". Мы попросили автора этого варианта "триады" рассказать о себе:
"Здравствуйте, уважаемые редакторы.
Меня зовут Александр. Мне 27 лет. Живу в городе Чебоксары. Образование высшее. Работаю инженером-электронщиком в одной из фирм города. По роду деятельности мне приходится сталкиваться с курьезами, подобными тем, что описаны в выдержках из этой книги, которые вы приводили в газете. Например, у нас работает на фирме точно такой же менеджер по продажам, кличка у него Bonus.
В годы учебы я очень любил "зависать" в Интернете в поисках различных анекдотов на подобные темы. Теперь эти анекдоты -- у меня на работе, каждый день. Надеюсь, в книге собран настоящий фольклор, не приукрашенный всевозможными фитчами [фантазиями -- прим. ред.] и я как читатель в ней не разочаруюсь.
Фотку свою не пришлю, так как слишком известен, но могу сказать, что я фигурирую в Сети под именем ShuRIK*".
* * *
Итак, на обложке действительно "киты" российского рынка безопасности, персонажи, каждый из которых, будучи автором, сам заслуживает отдельного рассказа. "Пройдемся" же по ним слева направо, в том порядке, в каком они сидят у костра, а потом не забудем сказать несколько слов и о художнике, создавшем обложку.
Александр Попов
"Когда научишься большому, с малым уже намного проще"
Своим образованием он гордится. Окончив в свое время 30-ю Ленинградскую физико-математическую школу, Александр Попов "с лету" поступил в "Макаровку" -- Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова -- на судоводительский факультет. Закончил его с "красным" дипломом, шел по распределению под номером 1. После чего работал в Балтийском морском пароходстве помощником капитана на судах торгового флота.
 |
Мне по-крупному в жизни жутко везет (тьфу-тьфу-тьфу), а по мелочам -- никогда! |
"Хорошее образование дает уверенность в себе, но ведет к бескомпромиссности, к конфликтности с людьми, облаченными властью, но не имеющими такой же платформы", -- провозглашает Попов. О чем это он? О том, что на море его любили капитаны, и не терпело береговое начальство.
"Я обожал плавать и ненавидел приходы в родной порт, -- вспоминает он, -- а это было нелегко при наличии двух маленьких детей в семье. Потом ушел на берег -- перестройка, как и у всех, поиск себя заново. Приходилось заниматься разным, например, с геодезией познакомиться. Ну, а потом, кажется в 92-м, пришел в компанию "Тахион", где и сейчас работаю начальником отдела маркетинга".
Уже работая в "Тахионе", снова учился и получил диплом инженера-маркетолога в Академии управления, по голландской программе. Опыт мореплавателя помог освоить эту науку.
"Я стал отыскивать, прежде всего, методологию маркетинга, -- рассказывает Александр. -- И вот с этой "колокольни" уже картина стала проясняться. Это же как в лесу или в океане -- главное, не ошибиться с направлением. А там уж доберетесь. Ну, будут кочки, будут буреломы, но это все преодолимо. А вот если промажешь с направлением, тогда, в лучшем случае, придется возвращаться к исходной точке и начинать путь заново, уже в нужном направлении.
Поэтому, лично мне маркетинговое образование очень помогает. Видишь ситуацию и отыскиваешь ей место в теории. Другой ситуации -- другое место. И уже общая картина представляется не случайным набором событий, а вполне стройной моделью. Если вернуться к моей аналогии: определяешься на местности, находишь себя на карте. Ну а дальше уже все просто. Не всегда бывает ясно, что стопроцентно надо делать, но образование, по крайней мере, достаточно ярко высвечивает "грабли", на которые не стоит наступать".
К этому красивому сплаву мореходного опыта и маркетинговой науки у Александра Леонидовича прилагается и отменное владение русским языком, у которого -- свои истоки: "Первое -- повезло с учителями, -- поясняет он. -- У меня были роскошные учителя по русскому языку и литературе. Ну а дальше помогло стремление быть понятым, причем правильно понятым: я обязан написать один раз, одними и теми же словами для всей своей целевой аудитории. И если я хочу завладеть этой аудиторией во всей ее ширине, я должен быть понят "во всю ширину"".
Любой текст, который выходит из под его пера, Александр доводит до полной ясности -- это железный принцип. "Когда-то мне приходилось писать паспорта и инструкции по эксплуатации, -- говорит Попов. -- Я писал и давал какой-нибудь нашей сотруднице, максимально далекой от данной темы, прочесть. Если какой-то момент ей был непонятен, он однозначно переделывался, и так до тех пор, пока не останется только понятное.
Позже, уже когда я писал статьи, у нас была даже договоренность с секретарем издательства -- женщиной, не имеющей никакого специального образования хотя бы по какой-нибудь тематике рынка, что она лично прочтет статью с скажет мне, что ей оказалось непонятным или не до конца понятным. Это тоже однозначно переделывалось.
А дальше уже следует чистый маркетинг: любое непонимание вызывает у потребителя так называемый покупательский диссонанс. Он не будет топать ногами, кричать и требовать жалобную книгу; он даже может улыбаться и радоваться, но где-то глубоко в душе останется элемент непонимания, а значит, недовольства, и однажды этот элемент сработает в пользу вашего конкурента".
И еще стать человеком пишущим Александру помогло пребывание на столь экзотической должности, как комсорг парохода. С приходом корабля в Ленинград надо было протоколы комсомольских собраний сдать в комитет комсомола пароходства. "Да неужели же всерьез проводить во время рейса собрания по обсуждению всяческих там газетных начинаний! -- восклицает Попов. -- Вот и писал я целую пьесу с действующими лицами и исполнителями -- ведь участники собрания должны выступать и при этом по-разному излагать свои мысли".
С годами важной основой жизненной философии Попова стала охота. Именно основой, а не просто увлечением, не спортом и не способом добычи пищи. Он не устает подчеркивать, что охота всегда занимала особое место в русской культуре, и напоминать, как любили и ценили ее великие русские писатели 19-го века.
Для не очень великих писателей 21-го века, составляющих редакцию газеты Security News, показать эту грань своего героя -- немалая проблема, ведь в редакции собрались сплошь противники охоты. Но показывать надо. Александр -- фанатичный поклонник охоты, через ее понимание он способен преломить любую жизненную ситуацию.
"Изучая охоту, я так или иначе переношу возникающие в ней ситуации в жизнь, в работу, -- говорит он. -- Вот это -- рафинированный маркетинг, без "мелочевки" в виде частных расчетов и формул, но самый настоящий. Мы ведь -- тоже часть животного мира, и ничего обособленного из себя не представляем. И вступая во взаимоотношения с остальным миром природы, во-первых, осознаешь, насколько человеческие амбиции далеки от действительного места человека в общем мире, а во-вторых, учишься взаимодействовать в этом огромном настоящем мире, который потому и существует в нынешнем виде, что делал все правильно. Когда научишься большому, с малым уже намного проще".
Собаки на охоте -- для Александра отдельная тема, совершенно неисчерпаемая. Культура обращения с оружием, столь бережно лелеемая настоящими охотниками, -- тоже особый пункт. "Когда вижу, как обращаются с оружием в наших правоохранительных органах, то, бывает, в дрожь от злости бросает, -- возмущается он. -- Никогда настоящий охотник не позволил бы себе такого "оружейного бескультурья"".
Возможно, по той же схеме, через гармонию с внешним миром, Александр ощущает себя частью симбиоза, именуемого рынком безопасности. На котором, как уже догадался читатель, Попов стоит так же крепко, как когда-то стоял на палубе своего корабля.
Михаил Руцков (Mike)
С песней по жизни: Welcome To My Nightmare
Наш следующий герой -- из "почти последнего" советского поколения технарей, классический его представитель. За плечами -- учеба в вузе по технической специальности, работа в НИИ, трудовые достижения, от которых дух захватывает, и которые оказались никому не нужны и практически никак не оплачены. Далее -- успешное, в отличие от большинства сверстников, вхождение в новый, капиталистический мир, своя фирма, снова достижения и прорывы. И сегодня он -- признанный мэтр видеонаблюдения, не без ужаса глядящий на целые пласты представителей современной молодежи, которые "умеют только бить по клаве".
 |
Рок-музыка и пиво очень хорошо отвлекают от классовой борьбы |
В бесконечно далеком 1970 году Михаил Руцков поступил в Институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина, на факультет радиоэлектроники -- осваивать специальность "Информационно-измерительная техника с уклоном в геофизическое приборостроение".
Изучали "непонятно что", играли на гитарах. Составили группу из тех, кто уже где-то поиграл, потому назвали ее "Ансамбль №2". Именно тогда Михаил полюбил Элиса Купера -- как раз вышли его шедевры -- Welcome To My Nightmare [Добро пожаловать в мой ночной кошмар -- прим. ред.], Black Widow [Черная вдова -- прим. ред.]. Увидеть Руцкова в футболке с портретом кумира и сейчас можно чаще, чем в пиджаке и галстуке.
После распределения Михаил работал в НИИ вычислительных комплексов. Воспоминания -- словно из другого мира: как помогал проводить тесты на взаимозаменяемость блоков питания, переставляя с места на место 20-килограммовые корпуса, как сделал собственный компьютер. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию, после этого занимался "халтурой", левыми работами.
Одной из таких работ стало изготовление "фреймграббера" -- устройства для оцифровки изображения с камеры. Получил за это от заказчика по твердой таксе -- 300 руб. Всевозможным "отцам российского видеонаблюдения" теперь остается лишь подсчитывать, на сколько лет позже Руцкова они сделали что-то подобное.
Через пару лет Михаил ушел работать в другой институт, уже начальником лаборатории, и параллельно стал преподавать в МИРЭА. С каждого выпуска брал себе в сотрудники одного-двух студентов. Его первый ученик Андрей Горелов и по сей день работает с ним.
А в лаборатории в это время занимались, чем хотели. Здесь царили мощь интеллекта и общая бесцельность действий. Потом "лафа" кончилось -- в 1989 году лабораторию расформировали, всех перевели куда-то, откуда они быстро уволились и устроились было в какой-то "центр", но... Руцкову стукнуло 36 -- это был "его год", и 17 октября 1989 года -- опять раньше всех -- он со своими коллегами создал компанию "Мегапиксел".
И вновь они творили множество самых разных устройств, но уже более осмысленно с точки зрения их возможного применения -- видеопроцессор, оцифровщики изображения сканирующего типа. Последний в 1990 (!) году использовали на выставке как цифровой фотоаппарат, снимали людей ("Не шевелитесь 2,5 секунды!"), и кто-то из команды уже догадался, что за это надо брать деньги -- времена быстро менялись.
Потом были работы по созданию плат видеоввода для российского заказчика, позже -- программ учета бактерий разной формы для заказчика американского. В середине 90-х главным делом для Руцкова и его коллег стало участие в работе над российской технологией распознавания номеров. В книгу "Смех сквозь безопасность. И не только..." как раз и вошел красочный рассказ Руцкова о том, "как все это было", и о том, как потом все прекратилось. Было бы излишне пояснять, что при дележе плодов этой работы Михаилу Вадимовичу досталось "не слишком много".
В конце 90-х Руцков стал одним из пионеров в разработке интеллектуальных видеодетекторов -- первым додумался, что надо научить компьютер обнаруживать на видеоизображении оставленные предметы. Созданная им технология Slow Down Detection (детекция прекращения движения) кого-то другого, наверняка, обогатила бы...
На одном из Интернет-форумов Руцков в начале 2000-х организовал тему "Разбор полетов". Многие признанные специалисты по видеонаблюдению теперь говорят, что тогда учились по ней.
В свои "за 50" Михаил Руцков по-прежнему играет на гитаре, сохранил "луженую глотку". Как и прежде, он нетерпим к глупцам и проходимцам, без устали клеймит их и устно, и в своих многочисленных статьях, и в собственном блоге, и в Интернет-форумах, где выступает под не требующим пояснений ником Mike. Нередко под эту "раздачу" попадают и вполне уважаемые профессионалы -- кто-то бывает не так понят, кому-то достается заодно с остальными:
"Добро пожаловать в мой ночной кошмар.
... Надеюсь, я не напугал вас".
Статьи Руцкова, выходящие, главным образом, в журнале "Системы безопасности", посвящены обличению стереотипов и заблуждений, которые переполняют умы людей, имеющих отношение к безопасности. Отдельный цикл образуют рассказы о похождениях доктора Пилюлькина -- героя, который, будучи всегда окружен "грудничками", лично устремляется туда, где он в состоянии помочь породившему его автору бичевать идиотизм и поднимать на смех тех, у кого "в глазах одни деньги".
В числе последних химер, с которыми бьются на данном этапе Руцков и Пилюлькин, -- "страсти по IP", захлестнувшие круги, близкие к видеонаблюдению.
Заметив, что сочетанию IP на русской клавиатуре соответствует "ШЗ", Михаил ввел термин "ШЗ-революция". И без устали борется с теми, кто призывает немедленно, выбросив всю аналоговую и локальную технику, переходить на сетевую:
"Чем грозит нашей отрасли поспешная IP-революция? Тем, что мы не сможем реализовать весь потенциал наших видеоалгоритмов, а значит, невостребованными станут мозги тех, кто их создает. Ведь с IP-камеры поток поступает сжатым, его сначала надо разжать, а видеоанализ вести по разжатому изображению, которое лишилось в итоге массы своих деталей".
Выход из этого тупика Руцков уже нашел -- "народный нановидеосервер", как он его называет: "Это не устройство, это идеология. Нужна недорогая коробочка для перевода аналогового в сетевое с возможностями гораздо более широкими, чем просто тупая компрессия".
Что ж, стоит подождать от автора этой концепции разъяснений. А затем последуют новые идеи, в том числе и реализованные в деятельности "Мегапиксела". Идеи, которые позже охотно подхватят и умело используют более проворные собратья по рынку. На что Mike вновь возьмет в руку кружку пива, своего любимого напитка, сядет и расскажет -- может быть и лично вам, читатель, почему бы и нет -- кто такие "груднички", и отчего из них так часто вырастает "дубье".
Евгений Трефилов (Troll)
Вера недостойна человеческого разума
Этого персонажа обложки художник снабдил огнетушителем -- считается, что ему в основном приходится иметь дело с "пожаркой". Сие верно, но лишь отчасти -- диапазон его деятельности гораздо шире. "Интегрированные системы безопасности", "Технические средства охраны" и "Аппаратно-программные комплексы" -- этим предметам старший преподаватель Евгений Трефилов обучает "безопасников", повышающих свою квалификацию в учебном центре "Такир", который спрятался в недрах одного из многочисленных корпусов МЭИ.
"Тролль" -- иногда в русском написании, иногда в латинском -- именно под таким ником вошел Евгений в книгу, под ним он известен на форумах профессионалов по безопасности. Ник этот появился случайно, но впоследствии Евгений придал ему идейное наполнение: "Тролль -- он какой? Злобный, большой, тупой. Вот такой и я". Однако к моменту, когда корреспондент Security News, бравший у нашего героя интервью, услышал эту "самооценку", он уже успел увидеть, сколь она субъективна и "полемически заострена".
Во-первых, интеллигентный человек не может считаться злобным. Критично и хлестко использует Евгений свой острый ум и острый язык, часто "цепляет" и высмеивает в форумах коллег по рынку безопасности, смело и порой излишне резко, но не зло и не обидно. Выразительные и местами едкие реплики Евгения, точные, по самым разным поводам -- все интересно, до всего дело -- не оставляют сомнений и в том, что "тупой" -- это лишь форма самокритичности: "досталось всем, достанется и мне самому".
Зачем Евгений "заседает" в форумах? Ради общения. Нередко люди получают в них ценную информацию или делятся тем, что знают. "Например, занимался человек всю жизнь "газом" -- газовым пожаротушением, -- поясняет Евгений, -- и вдруг надо ему оборудовать склад пиломатериалов, а значит -- оснастить его системой пенотушения. Он "идет" на форум, просит совета: на что там надо обратить внимание. А если я знаю что-то, что может ему помочь, то почему бы не ответить?" Кстати, выражение "форумный троллинг", означающее "провоцирующий спор ни о чем" возникло позже, чем Евгений взял себе свой псевдоним.
Нынешнее состояние наших форумов по безопасности Евгений оценивает высоко. А многие завсегдатаи форумов, в свою очередь, с почтением отзываются о языке, на котором изъясняется Тролль. Откуда в нем это?
Оказывается, в семье у Евгения все были филологами -- мама, папа, дядя. Бабушка и тетя -- преподаватели русского языка и литературы. "Какое однообразие!" -- воскликнет иной злопыхатель. "Совершенно замечательное, -- возразим мы. -- Побольше бы такого однообразия!"
В школьные и послешкольные годы Евгений много читал. "Читал бы и больше", -- ухмыляется он. -- Но школьная система преподавания литературы немало постаралась, чтобы привить мне нелюбовь к литературе". Не привила, конечно, не справилась.
В итоге чувство правильного русского языка и умение изъясняться логично накрепко засели в этом человеке, хотя он и стал технарем. "Интернет-общение располагает к неаккуратному обращению с языком. Меня это раздражает", -- возмущается он.
Словом, Евгений неплохо разбирается в литературе. В разговоре смело ссылается на неизвестные широкому кругу произведения, сыпет именами и названиями. Но сам не пишет. "За всю жизнь выдавил из себя две технических статьи, и вы не поверите, чего мне это стоило, -- говорит он. -- Задача писателя -- сказать людям то, без чего они бы не обошлись". Без его же слова, как полагает Евгений, люди обойтись могут.
Выходит, спасибо Юрию Гедзбергу за то, что с помощью своего форума он затащил Евгения Трефилова, как и множество других "безопасников", в авторы. Причем спасибо от кого угодно, но только не от самого "затащенного". "Я считаю, что идея издания форумного трепа -- не очень удачная", -- заочно возражает издателям книги Евгений. И теперь, после выхода книги, он периодически ругает ее на том же форуме "Моста безопасности", где она рождалась. Да и к своему присутствию на обложке Тролль относится весьма скептически, ссылается на скромность собственной персоны, в том числе и в сравнении с партнерами по сидению у костра: "Александр Попов действительно широко известен на рынке, а Михаил Руцков -- это, попросту говоря, светоч технической мысли".
Себя Евгений считает менее заметной на рынке безопасности фигурой. Он тихо и спокойно занимается преподавательской работой, которая приносит ему удовлетворение в умеренных пределах. "И не отвращение, и не кайф, -- поясняет он. -- Просто при освоении преподавательского дела пригодились навыки проведения инструктажей. Настоящая профессия у меня -- наладчик. А это означает, что надо проводить инструктаж -- монтажника, заказчика".
Что-то, однако, не сходится в этой самооценке. Интересно, были ли сказочные тролли скромными? Стоит посмотреть, как размашисто, уверенно и метко судит Евгений о самых разных вещах. В книге это удалось аккумулировать, но лишь отчасти. И чтобы понаблюдать за полетом мысли своего собеседника, корреспондент Security News спросил Евгения о том, на что хватило фантазии, -- о его отношении к основным проблемам российской безопасности.
Ответ был точен и прост: "В нашей стране безопасности нет -- вот пять слов, которые полностью раскрывают этот вопрос. Безопасность -- это отсутствие опасности. Это когда вы выходите на улицу -- и не боитесь, заходите в дом -- и не боитесь. Спросите себя, страшно ли вам ночью зайти в собственную подворотню". Следует отметить, что разговор этот происходил в относительно безмятежное время -- уже после очередной годовщины "Норд-Оста", но еще до взрыва автобуса в Тольятти, а также после вон той катастрофы и до вот этого бедствия, которое...
Да, все ужасно. И как же тогда быть? "Государство нужно менять, но я сомневаюсь, что это достижимо в обозримом будущем", -- говорит Евгений. Согласитесь, читатель, мы с вами и сами так думали, да вот надеялись услышать что-нибудь пооптимистичнее.
Увлечения? "Музон слушаю, электронику клепаю, информацию собираю". -- "Какую информацию?" -- "Самую разную". -- "Хорошо, а "музон" какой?" -- "Не приемлю рэп и хип-хоп, русскую эстраду и шансон. Совсем не люблю блатную тему. Остальное слушаю все -- от амбиент-транса до органных клавиров".
И еще один штрих... Уже и не вспомнить, как разговор "вырулил" на него. "Верить нельзя никому, -- спокойно и уверенно произносит Евгений. -- Обычно говорящий это подразумевает: "мне можно", а я предполагаю: без исключения. Не всегда можно выдержать этот принцип, но... Ведь вера недостойна человеческого разума, и разум дан человеку совсем не для того, чтобы верить во что бы то ни было".
Из изобразительного искусства -- в безопасность
Когда маленькому Мише Онищенко было 6 лет, он нарисовал в детском саду живописную картинку с упавшим деревом. Увидев сие творение, мама и папа отдали ребенка в художественную школу. Ребенок откликнулся на этот почин позитивно, исправно посещал ее 11 лет и окончил одновременно со школой общеобразовательной.
 |
Я всегда мечтал оформить книгу -- прочитать какой-нибудь роман, подумать и нарисовать к нему иллюстрации. Это было неосуществимо: я делал рекламные макеты, разрабатывал сайты. И вот я впервые смог поработать над оформлением книги. |
Подготовка в "художке" давалась вполне серьезная. "Нам архитектуру преподавали, скульптуру, гобелены мы вязали, батик делали, -- вспоминает Михаил. -- Гравюрой занимались. У нас был замечательный учитель графики, мы даже приходили к нему в мастерскую задолго до начала занятий -- он там творил в свободное от уроков время и с удовольствием показывал нам свои работы, угощал вкусным чаем". Словом, Михаил получил хорошее образование и "рванул" по жизни дальше.
Следующим местом его обучения стала студия "Аргус", где он овладел профессией художника-аниматора. На дворе, однако, твердо и решительно стояла середина 90-х, и отечественная мультипликация быстро двигалась к своему печальному закату, которого ныне она почти достигла. Работать по свежеполученной специальности было невозможно.
Михаил пришел устраиваться в компанию "Руна", продававшую систему "Консультант-плюс", и осчастливил всех заявлением: "Я знаю "Фотошоп!"". Смешно, конечно. Но на тамошних людей произвели впечатление его рисунки, и ему дали шанс -- надо было выучить программу Coral Draw, что Михаил и сделал ---- всего за два дня, в выходные.
И что же работа? "Там забавный такой директор был, -- рассказывает Михаил. -- Он бабушек на телефон сажал -- обзванивать потенциальных клиентов. Я рисовал на этих женщин "карикатуры" в объявления по найму, а начальство меня ругало за то, что они выходили у меня слишком молодыми". Там же, почти в самом начале, на меня свалилась задача -- разработать Web-сайт компании. Шёл 1996 год, и я делал его, не зная о WWW ровным счетом ничего. Раскопал одну из первых версий FrontPage, научился линковать страницы. Так и делал свой первый сайт."
Жизнь, как мы видим, постепенно подталкивала Михаила к тому, чтобы он овладел разными гранями маркетинговой деятельности. И следующим местом работы Михаила была уже вполне настоящая студия "Альтермедия", а после нее -- собственная дизайн-студия "Каатинга". В ней он впервые узнал о существовании рынка безопасности и даже поработал на нем -- выполнял заказы для компании DSSL.
Таким заказом стал, в частности, промо-сайт, целиком посвященный одному продукту, -- для российского рынка безопасности СБ явление по тем временам крайне редкое, если не уникальное. Продуктом этим являлась плата видеозахвата Sivineya DV с аппаратной MPEG4-компрессией.
"Вообще, Игорь Олейник, директор DSSL, и тогда внимательно относился к рекламе и маркетингу, и, как я вижу, делает это и сейчас, -- подчеркивает Михаил. -- В 2001 году для российского рынка СБ это был серьёзный рекламный ход. Вместе с тогдашним директором по маркетингу DSSL, Дмитрием Кравцовым он разработал целую кампанию по продвижению отдельного продукта, включавшую в себя рекламу в СМИ, в Интернете и на выставках. Для российского рынка СБ образца 2001 года это было нетривиально".
На одной из рекламных брошюр DSSL, сделанных по замыслу Михаила, изображался банк, на крыше которого сидел, конечно, банкир с мешками денег. Светило солнце, банкир улыбался, а рядом в качестве причины этой идиллии было указано название: Sivineya. Так Михаил стал "специалистом по рекламе с опытом работы на рынке безопасности".
"Именно для выполнения подобных проектов и открывал Михаил Онищенко собственную дизайн-студию. Однако IT-технологии уже не отпускали надолго, вновь манили к себе, и эту студию он сменил на место директора по развитию московского Интернет-провайдера. "Как так вышло, я и сейчас понять не могу, -- удивляется он. -- Познакомились, понравились друг другу. Появилась идея занять меня на новом месте. Получилось, что я полностью меняю профиль деятельности. И уже когда закрывал свою студию, понял, что правильно делаю: дизайн -- это не мое."
Так жизненная траектория Михаила Онищенко совершила еще один виток -- он занялся подключением жилищ граждан к Всемирной паутине. И лишь после этого пришел, наконец, на рынок безопасности.
У большинства людей, работающих в безопасности, есть своя цепь случайных событий, которая привела их сюда. Для Михаила Онищенко она на том и завершилась. Он был взят в компанию "Вокорд". Здесь пригодился опыт разнообразной маркетинговой деятельности, приобретенный Михаилом. "Очень скоро на него пала вся та ноша, которую несут на себе директора по маркетингу. А параллельно с перемещением этой ноши в заданном направлении он осваивал и сами технологии безопасности.-- успешно, так как школа здесь была хорошая. "Учился я у Дмитрия [Заварикин, генеральный директор "Вокорда" -- прим. ред.] и Алексея [Кадейшвили, технический директор "Вокорда" -- прим. ред.]. Большая часть того, что я знаю о системах безопасности -- от них", -- поясняет Михаил.
Что же ощущает человек, когда превращается из художника в специалиста по безопасности? "Было очень интересно, -- вспоминает Михаил. -- Когда я увидел, что творят люди, работающие в безопасности... Я думал, что в России людей, которые разрабатывают что-то, кроме месторождений, уже не осталось. Оказалось, они есть. "Вокорд" и его сотрудники меня просто покорили".
Итак, повесть о жизненном пути нашего героя дошла до того пункта, где уже можно спросить его что-нибудь об общих проблемах российской безопасности. Что корреспондент Security News, говоривший с Михаилом, и сделал -- в меру своего понимания: "Может быть, безопасность относительно хорошо, лучше многих отраслей, развивается у нас потому, что наше общество так сильно криминализировано?"
"Я думаю, что в российские системы безопасности изначально, на уровне ядра, встраиваются такие функции, чтобы взяточники и воры чувствовали себя нормально", -- вежливо ответил Михаил и улыбнулся.
Но все хорошее быстро кончается, и для Михаила пришло время покидать "Вокорд". Поздней осенью 2007 года, уже после работы над обложкой книги, он перешел в другую компанию -- в качестве менеджера по разработке продукта.
"Теперь я понимаю, что это то, к чему я стремился последние два года, -- говорит Михаил. -- Я -- человек с техническим складом ума, которого с детства толкали в другом направлении". Жизнь все расставляет по местам, и надо признать, что с Михаилом она это сделала относительно быстро.
И как же рождалась идея обложки? Очень просто. "Я решил поместить на ней трех человек, которые сидят, болтают, -- поясняет Михаил. -- И когда созвонился с издательством, то оказалось, что там есть полностью аналогичная задумка. Полагаю, это не случайное совпадение".
"А почему в книжке, название которой начинается со слова "смех", они у тебя такие серьезные, даже мрачные?" -- "Потому что я сам мрачный, -- шутит художник. -- На самом деле, ситуация на рынке безопасности серьезная, поэтому, наверное, они такие. А "веселую составляющую" передают гриб, елки, разные предметы и, в первую очередь, буквы -- посмотрите на них внимательно. К тому же настоящий шутник часто серьезен, по крайней мере, он не опускается до того, чтобы своими улыбочками подсказывать слушателю, в какой момент смеяться".
* * *
Хорошо, что они такие разные, наши люди, работающие в безопасности. Может, благодаря такому разнообразию она и развивается у нас получше некоторых других отраслей? В любом случае, надо этим разнообразием активнее пользоваться. Что мы и делаем, читая книгу "Смех сквозь безопасность. И не только...".
Заказать книгу можно в интернет-магазине...
Компания:
Security Focus (Секьюрити Фокус)