25.11.2012
Крэйг Дональд в силу своей профессиональной ориентации привык анализировать действие «человеческого фактора» применительно к безопасности. По крайней мере, именно в этой роли ведущий эксперт, живущий в ЮАР, присутствует в наших публикациях. В этом памфлете доктор Дональд несколько отступает от своих правил: специалиста, похоже, реально достали очереди. Возможно, всё дело в том, что у него слабоват иммунитет к такого рода явлениям: не жил товарищ в нашем советском прошлом. Не садился в автобус до кладбища воскресным утром, не тёрся с согражданами за куском варёной колбасы в гастрономе, не скучал в коридоре районной поликлиники за клочком бумаги с лиловым штампом. Россия более-менее выровнялась с реалиями остального мира, но унылые и часто унизительные очереди всё ещё остались, вовсю напоминая о «совке». Можно ли их избежать или хотя бы разумно сократить, и что мы с вами можем сделать для этого? Возможно, идеи эксперта натолкнут вас на интересный и выгодный замысел. |
Собрался было написать что-нибудь умное о видеоаналитике или хотя бы о всеобщей профессионализации сферы безопасности. Ан нет: после нескольких недель, проведённых в путешествиях в окружении большого количества людей, автомобилей и самолётов, в горле комом встала проблема номер один наших дней: очереди. Мы уже органически привыкли к ежедневному стоянию в очередях — настолько, что считаем их чем-то вполне естественным; однако очереди весьма сильно воздействуют на нас физически и эмоционально. И, кстати, они могут прямо угрожать нашей жизни и здоровью.
Очереди призваны уберечь нас от хаоса, однако их могут так «талантливо» организовать, что очередь создаст больше проблем, чем решит. Сами эти проблемы чаще всего заранее спрогнозировать не удаётся, однако, столкнувшись с ними, организаторы, как правило, опускают руки. Перехода негативного количества в позитивное качество, к сожалению, не происходит.
Очереди нередко становятся причинами серьёзных трагедий, как это произошло на футбольном матче в южноафриканском Эллис-Парке, когда 43 человека были растоптаны озверевшей толпой болельщиков, уставшей ждать у проходной стадиона. Мне самому довелось присутствовать на квалификационном матче на Кубок мира и своими глазами видеть, как отец едва спас ребёнка, высоко подняв его в воздух над головой: масса зрителей «ломанулась» к выходу, образовав жестокую давку. В такой ситуации до трагедии остаются буквально считанные сантиметры.

Перед тем как написать эту статью, я ехал из Претории в Рандбург по 14-й автостраде. Ползли еле-еле: где-то по пути случилось ДТП. Собственно, я выбрал этот маршрут как альтернативный: на «основном» тоже оказалась пробка и тоже из-за аварии на трассе. Настроение портилось всё дальше: обстановка вокруг всё больше напоминала театр военных действий: легковушки, автобусы и грузовики то и дело вырывались на обочину в попытках обогнать поток. В ответ на такую наглость некоторые водители из общего ряда, не сговариваясь, встали в позицию «дружинников», преградив своими автомобилями путь нарушителям. Начались разборки, качание прав, к которому особенно склонны водители внедорожников. В воздухе запахло войной, и ДТП, из-за которого разгорелся весь сыр-бор, показалось детским лепетом по сравнению с возможными последствиями — мордобоем, разбитыми авто и новыми заторами по всей длине пробки.
Возможно, никто не пострадал просто чудом, и столь же чудесным образом вся протяжённость трассы не стала местом одной сплошной автомобильной аварии. Полиция в разруливании ситуации никак не участвовала: видимо, это недостаточно серьёзное основание для того, чтобы прервать послеобеденный сон.
Эффективность должна быть эффективной
Очередь — переживание эмоционального характера, и поведение людей «в строю» выносит на поверхность их лучшие и худшие личные качества. Лучше всего с этим умеют справляться, пожалуй, англичане: в лондонском аэропорту Хитроу даже в моменты дикой перегрузки пассажиропотоками очереди движутся чётко и размеренно, как вода по трубе в школьной задачке про бассейн.
...
Полную версию статьи «Об опасностях очередей и рыночных возможностяхи», читайте в электронном журнале Security Focus.